Керчь — город-Герой.
Керчь — один из древнейших городов нашей страны, расположена на востоке Крымского полуострова, на стыке двух морей — Азовского и Черного. Основанный в этом месте в 6 веке до нашей эры город Пантикапей на протяжении столетий был столицей могущественного Боспорского рабовладельческого государства.
В центре города на холме Митридат археологами вскрыты улицы древнего города. Вместе с тем исследователи полагают, что греки пришли сюда на уже обжитые человеком места. Не случайно Керченский пролив в древности называли Боспор Киммерийский — по имени народа (киммерийцев), населявшего крымский и таманский берега пролива. Город носил разные имена: Пантикапей, затем Боспор, Корчев. В начале 14 века татары, захватившие Крым, уступили город генуэзцам, которые назвали его Черкио.
В 1475 году он был захвачен турками, подчинившими себе все Крымское ханство. Новые хозяева превратили Керчь в рынок работорговли. По Кучук-Кайнарджийскому мирному договору, результату русско-турецкой войны 1768-1774 годов, заключенному с Турцией, Керчь с крепостью Ени-Кале вошла в состав Российского государства, на 9 лет раньше, чем весь Крым!
Керченский порт стал первой стоянкой русских кораблей на крымском побережье.
Керченский пролив и турецкая крепость Ени-Кале.
Турецкая крепость Ени-Кале, мощное сооружение построенной рядом с античным городом Парфенон, в самом узком месте Керченского пролива французскими мастерами в 1705г. Известный писатель, журналист Павел Свиньин посетив эти места воскликнул: "Не понять это крепость или замок или цитадель генуэзской постройки. Она изумляет крепостью своих стен и огромностью камней, склепанных железом. Керченский пролив - неоднократно упоминается в произведениях античных поэтов, философов и историков. Он не только соединяет Азовское и Черное моря, одновременно разделяя Крым и Тамань. Через пролив до российского берега от крепости Ени-Кале 4 км.
Гора Митридат, и панорама раскопок древнего Пантикапея.
На вершине горы Митридат в античные времена находилась столица Боспорского царства Пантикапей. Стояли великолепные дворцы знати, величественные храмы в честь греческих богов. Здесь погиб враг Рима царь Митридат VI Евпатор. Произошло это в 63г. до н. э. Цицерон, узнав о гибели Митридата VI, назвал его "самым великим властелином, с которыми Рим вёл когда-нибудь войны". На горе уже много лет ведутся раскопки, в результате которых обнаружены остатки строений и множество ценных украшений, посуды. Несколько лет назад Нью-йоркский Фонд " Мировые памятники " включил Пантикапей в список 100 мировых памятников.
Над горой Митридат возвышается Обелиск Славы, горит Вечный огонь в честь воинов, стоявших на защите города и освобождавших Керчь от врага. С горы открывается впечатляющая панорама города Керчь: порт, живописные окрестности, пролив с плывущими по нему судами, коса Тузла.
Феодосия .Путешествие по литературным местам Феодосии позволяет окунуться в мир волшебных звуков и слов, неповторимых пейзажей и художественных образов, открыть для себя страницы крымской жизни и творчества выдающихся русских писателей, поэтов, деятелей культуры: всю жизнь грезившего морем и воспевавшего его писателя-романтика А.Грина; поэта, художника, певца Киммерии - М.Волошина; впервые увидевшего в Феодосии море А. П.Чехова; 20-летнего А.С.Пушкина; влюбленной в Феодосию М.Цветаевой.
Картинная галерея Айвазовского.
В 1880 году к своей мастерской Айвазовский пристраивает картинную галерею, официальное открытие которой было приурочено ко дню рождения художника и состоялось 29 июля. Это была первая в России периферийная картинная галерея, пользовавшаяся большой известностью еще при жизни мариниста. Собрание картин в ней постоянно менялось, так как работы художника отправлялись на выставки и уже не возвращались. Их место занимали новые, только что написанные. Здесь же, на специально для этого построенной сцене, выступали многие музыканты и среди них были знаменитый пианист А. Рубинштейн и композитор А. Спендиаров, актеры Мариинского и Александрийского театров Санкт-Петербурга М. и Н. Фигнеры и К. Варламов, армянский артист-трагик Петрос Адамян и скрипач Ованес Налбандян. Уже в то время галерея Айвазовского была центром художественного, музыкального и театрального искусства в городе. Эти традиции живут и по сей день.
После смерти И. К. Айвазовского его картинная галерея становится собственностью города. В духовном завещании живописца записано: "...Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи и городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу...".
У главного фасада дома художника установлен бронзовый памятник, на постаменте которого лаконичная надпись: "'Феодосия - Айвазовскому".
Генуэзская крепость в Феодосии.
Цитадель - генуэзская крепость расположена в северной части Феодосии, на берегу залива. Возводившаяся о 1340-х годов, она являлась цитаделью городских укреплений средневековой Кафы - центра генуэзских колоний Северного Причерноморья. Опоясывающая Карантинный холм цитадель в плане является неправильным четырёхугольником крепостных стен. Попасть в город можно было через шесть ворот. Укрепления состояли из крепостных стен одиннадцатиметровой высоты, укреплённых башнями. Стены венчались бруствером с бойницами. По периметру крепости располагалось около 14 башен, В зависимости от местоположения и целей они могли быть круглыми и квадратными" иметь два или три яруса, три или четыре стены. Цитадель сложена известняком на известковом растворе. Внутри неё находились не сохранившиеся до настоящего времени замок консула, резиденция латинского епископа, здания суда, казначейства, складов и магазинов ценных товаров. После присоединения Крыма к России укрепления Кафы стали ненужными. Почти все стены и башни внешнего обвода были разобраны. Сохранились лишь две башни - Криско (Христа) и Клемента VI с прилегающими стенами, а также пилоны больших ворот.
Мечеть Муфти-Джами в Феодосии.
Пятничная мечеть, построенная в 1630 году, единственное сооружение, сохранившиеся до наших дней со времен Османской империи. Здание мечети построено в стиле византийской архитектуры. Оно напоминает собой упрощенную копию мечети Константинополя. В период правления Российской империи, здание было отдано армянам. До 1998 года здесь была католическая церковь, затем ее вернули мусульманам. Несмотря на то, что мечеть до сих пор считается святилищем ислама, где в пятницу проводят обряд намаз, посетить ее могут все туристы. Единственное время, когда мечеть закрыта для неверующих и исповедующих другие религии – обед пятницы. Перед посещением нужно обязательно ознакомиться с правилами.
Дача Стамболи в Феодосии.
Самая противоречивая достопримечательность Феодосии. Здание построено в испано-мавританском стиле, в 1914 году, его не разрушили множественные революции и войны. В 1921 году, здание использовали в качестве санатория для трудящих, а в 1970 – в качестве наркологической клиники.
Позже, дачу Стамболи начали использовать, как ресторан, приватизированное здание постоянно меняло владельцев, историческая ценность была утрачена.
Но в 2018 году, здание признали памяткой архитектуры, с тех пор здесь проводится полная реконструкция, регулярно проводят экскурсии, на которых рассказывают интереснейшую историю постройки и жизни семьи Стамболи. Дача стоит внимания каждого туриста, как внешним обликом, так и внутренним убранством.
Музей Цветаевых в Феодосии.
Несмотря на маленький размер музея, который поместился в двух небольших комнатках, его экспозицию нельзя оставить без внимания, особенно поклонникам творчества сестер Цветаевых. Здесь размещены личные вещи, отрывки стихов, письма, принадлежащие Марине и Анастасии. Экскурсоводы, работающие здесь, отдаются делу полностью, проводя экскурсии даже группам из нескольких человек.
За время экскурсии, можно узнать интересные факты о жизни сестер Цветаевых, а так же о развитии города Феодосия. В ближайшее время обещают открыть дополнительный зал, где будет размещено больше личных вещей сестер. Посещение музея, без экскурсовода, может показаться скучным, советуем обратиться к профессионалу, чтобы скрасить поход.
Сокровища Бельбекской долины.
Большой каньон Крыма - чудом природы называют это дикое, величественное ущелье, расположенное в глубине северного склона Ай-Петринской яйлы, в 4 км от села Соколиного. Этот уголок Крыма проникнут особым очарованием. Урочище, затерянное в недрах гор, манит к отдыху под сенью густых кустов кизила, под мелодичный звон горных потоков, в которых весело играет шустрая форель. Ущелье поражает суровой красотой и своеобразием ландшафта. От входа в каньон со стороны Коккозской долины открывается величественная панорама гигантской теснины. Справа и слева на десятки и сотни метров круто вздымаются вверх скалы, над головой высятся грозные утесы. По мере продвижения вглубь каньона все выше и отвеснее склоны гигантской расщелины, все ближе подступают они друг к другу. В самых узких местах ширина каньона не превышает 3 – 5 метров. Глубина ущелья при этом достигает 250 – 320 метров. Трудно передать словами впечатление от увиденного. Нависающие мрачные скалы, монотонный шум воды, грозная красота склонов, уходящих к небу, прозрачный голубой воздух, как кристалл, зацепился за белые скалы, и каким-то чудом примостившиеся на отвесных уступах сосны отражаются в синей воде на дне ущелья.
В сердце каньона лежат знаменитые «озера» Голубое (Любви) и Кара-Голь (ванна Молодости), утоляет жажду туристов источник Пания, один из 19-ти самых больших источников Горного Крыма. Дополнительно в соседнем ущелье можно посетить небольшой изящный водопад Серебряные струи со сквозной пещерой, скрытой за потоком воды.